Оставить заявку

От глиняного горшка к ретортному паучу и обратно?

+7 (495) 721-88-67 +7 (495) 993-43-89 info@im-press.ru


Упаковке больше 6 тысяч лет. Вы знали об этом? Ее эволюцию можно сравнить с развитием государства: от древнего общества до современных институтов. Полистаем страницы истории и выясним, какие удивительные метаморфозы произошли с упаковкой за это время и каких открытий нам ждать в будущем?

Хронология событий, или Как упаковка захватывала мир

Человека разумного всегда интересовал вопрос, как сохранить продукты своего труда. И первым ответом стала упаковка из кожи животных, древесины и растений. Ее прямым «потомком» является бурдюк, который до сих пор распространен в странах Востока.

Но вскоре подиум надолго заняла глина, которая сначала использовалась как вторичная упаковка. Ею промазывали плетеные корзины, чтобы закрыть щели, укрепить стенки и обеспечить герметичность для переноса и хранения жидкого содержимого. Но уже в 4–3 вв. до н. э. глиняная тара стала основной в быту и торговле. А все благодаря появлению гончарного производства.

Но культовой ее сделали древние греки, создавшие 30-литровую амфору с округлым дном и большими ручками, в которой перевозили виноградный сок, вино, масло. А главное, она легко размещалась в 2–3 яруса, что можно назвать идеальной эргономикой с точки зрения логистики. Кстати, именно глина запустила отсчет истории консервации.

Тайна гробницы фараона

Первый случай консервации продуктов, готовых к употреблению, зафиксировали ученые, изучавшие гробницу Тутанхамона. Там нашли глиняные емкости с говяжьими ребрышками и жареными утками. Мясо было покрыто оливковым маслом, а сам сосуд запечатан пробкой из смолы. Герметичность сохраняла свойства пищи.

Чуть позже на древнем рынке упаковки глину потеснило стекло. Первыми стеклянные бутылочки научились выдувать все те же египтяне. Небольшие флакончики объемом от 20 до 50 мл использовались для косметики и благовоний, но были очень хрупкими. Более прочная стеклянная тара появилась только в 1611 г., когда разработали технологию обжига на угле.

После глины и стекла ассортимент пополнился деревянными бочками, хлопковыми, джутовыми, кожаными и бумажными мешками для сыпучих продуктов. Некоторые виды упаковки реально были знаковыми для человечества. Поговорим о них подробнее…

Универсальный «солдат» — бумажный пакет

В 18 в. в Европе началось бурное развитие бумажной промышленности, и результаты не заставили себя ждать. На рынке появились бумажные пакеты, которые были легче и гораздо дешевле тканевых и кожаных предшественников. В них упаковывали бакалею, муку, зерна, табак и многие другие товары. Плюс добавился бонус: на поверхность можно было наносить изображения и надписи типографским методом.

Исторический факт

Бумажный пакет с плоским дном запатентовал в 1870-м Лютер Кроуэлл. Он стал универсальной тарой, подобно греческой амфоре. И до 1957 г. достойной альтернативы у него не было. Пока не появился полиэтилен…

В 1970-х полиэтиленовые пакеты активно вытесняют бумажные. Но то, за что их ценили в самом начале, а именно отличные барьерные свойства и сопротивляемость распаду, сегодня стало причиной серьезных опасений. И все они связаны с экологическими проблемами. В результате многие страны отправили материал в «черный список», введя ограничения на производство тары из полиэтилена. Например, в 2004 г. остров Кенгуру в Австралии стал первой зоной, свободной от использования полиэтиленовых пакетов.

«Непобедимая» жестянка и консервная банка

Жестяные банки стали популярными в 18–19 вв., хотя первые их прототипы из меди и латуни миру подарил 16 в. Потребители сразу оценили их удобство, прочность и долговечность, а также широкий перечень возможного содержимого. В них хранили бисквиты, чай, печенья, леденцы и другие пищевые товары.

А в 1810 г. Питер Дюранд предложил жестяную тару использовать для упаковки консервированных продуктов. И вот она — консервная банка. Ноу-хау заключалось в припаивании крышки к корпусу для абсолютной герметичности. Сказано — сделано: уже через 2 года массовое производство новой тары было запущено.

Забавный случай

Четырехфунтовая жестянка с жареной телятиной выдержала два арктических путешествия в 1824-м и 1826-м и вернулась невредимой. А все потому, что никто из корабельного экипажа не смог ее открыть. Вот что значит надежность! Она так и простояла закрытой как музейный экспонат до 1938 г. Тогда ученые ради интереса вскрыли ее и весьма удивились, обнаружив, что содержимое сохранило питательную ценность.

На арене новый герой — целлофан

В 1934 г. американский певец Коул Портер спел знаменитую фразу, признаваясь возлюбленной в чувствах: «Ты вершина всего, ты целлофан!» И оказался прав! В 30-е этому материалу не было равных по популярности, сохранил он ее и спустя десятилетия. Потребители активно раскупали товары в целлофановой упаковке, потому что это было новое веяние времени, выглядело презентабельно и современно.

Целлофан ворвался в историю упаковки в 1911-м. Но запатентовали его позже — в 1923-м. Тогда же компания Du Pont запустила массовое производство. Через 4 года материал усовершенствовали, повысив влагонепроницаемость, что сделало его победителем всех рейтингов среди тары для хранения продуктов. И это та самая точка в истории, когда поменялся вектор развития упаковочных решений, а на пьедестал вышла гибкая упаковка.

Мы живем в эру пластмасс

Отправной точкой стал 1907 г., когда Фредерик Киппинг открыл силикон, а Лео Бэкленд — фенолоформальдегидную смолу. Потом открытие следовало за открытием. В 1941 г. на сцене появился полиэтилентерефталат (ПЭТ), из которого стали выпускать ткани для мягких контейнеров, растягивающиеся ленты, пленки, выдувать бутылки для напитков. Сейчас список доступных материалов для упаковки гораздо шире: к традиционным добавились полипропилен, буфлен, триплекс и многие другие.

А вершиной этого эволюционного витка стал реторт-пакет (пауч) — многослойная гибкая упаковка для пищевых продуктов. Состоит из нескольких ламинированных слоев, которые выдерживают высокие температуры (до 150 °C) и сохраняют герметичность при транспортировке и хранении. Питание в такой защите хранится год и даже больше. А главное — повредить ее очень сложно, не страшны даже многократные сгибы и микропроколы.

Неожиданный поворот

Разработана ретортная упаковка в 60-х для космонавтов NASA и изначально не рассматривалась как коммерческая. Но создатели предполагают, а рынок располагает… На сегодняшний день пауч — лучший заменитель жестяных, алюминиевых и стеклянных банок для пищевой продукции.

ИМПРЕСС АРТ всегда отслеживает актуальные тенденции в мире упаковки и предлагает лучшие решения. Производство, оснащенное оборудованием последнего поколения общей производительностью до 800 тонн в месяц, выпускает реторт-пакеты шириной от 80 до 600 мм и высотой от 80 до 600 мм. Для сравнения: масса жестяных банок составляет до 25 % от веса брутто, стеклянных — от 45 до 100 %, а при переходе на реторт-упаковку с менее 5 % общая экономия доходит до 340 %. Считайте сами… Пакеты с плоским дном, боковыми фальцами, трехшовные — тоже среди лучших представителей гибкой упаковки на современном рынке. А главное — все в лучших традициях экологических трендов.

Окружающая среда бьет тревогу из-за пластика! Нас ждет возврат к глине?

Это вряд ли… Хотя конфликт с экологией весьма серьезный. Просто взгляните на цифры:

  1. С момента изобретения полимеров потребление выросло в 20 раз и еще удвоится в следующие 20 лет.
  2. По оценке Greenpeace, в мире ежегодно выпускается более 300 млн тонн пластика, половина — одноразовые товары и упаковка.
  3. В России пластиковая упаковка составляет 50 % от общего годового объема твердых отходов.
  4. Вторично перерабатываются и используются только 9–30 % пластмасс в разных странах.

Понятно, что для окружающей среды в такой статистике нет плюсов.

Эксперты обеспокоены!

При таких темпах загрязнения к середине века совокупный вес пластикового мусора превысит массу всей рыбы в Мировом океане.

Однако в этом туннеле точно есть свет. Мир находится в активном поиске решений. Одним из них стал биопластик: разлагаемый и на основе возобновляемых источников биомассы (масла, растительных жиров, крахмала, микробиоматерии). Всего разработано 20 видов таких полимеров. Экологически безопасная упаковка, которая легко перерабатывается, является ответом в современных реалиях. И многие производители тары уже идут по этому пути.

Совершенствуются и свойства гибкой упаковки с помощью инновационных подходов. Подключились нанотехнологии, благодаря которым ученые получили полимерные пленки с фотохромным слоем, меняющие светопроницаемость в зависимости от условий хранения и реагирующие на содержимое сменой цвета для определения свежести. Так что не за горами эпоха «умной» упаковки, которая сама знает, как хранить продукты! В ИМПРЕСС АРТ эта идея уже прижилась и получила реальное воплощение.

Наши клиенты
Наш клиент Ciko
Наш клиент Чистая линия
Наш клиент Compliment
Наш клиент Doshirak
Наш клиент ЕЖК
Наш клиент Greenfield
Наши клиент Henkel
Наш клиент Кофе Жокей
Наш клиент Lesaffre
Наш клиент Мираторг
Наш клиент Pasta Mania
Наш клиент President
Наш клиент Русский Продукт
Наш клиент Strauss Coffee
Наш клиент Valio
Наш клиент Vestar
Top