Оставить заявку

По ту сторону добра и зла: есть ли жизнь без химии?

+7 (495) 721-88-67 +7 (495) 993-43-89 info@im-press.ru


Современный мир без химии? Сложно представить… Ведь практически любая сфера деятельности сегодня в той или иной мере зависит от химических ресурсов. Более 60 % производимых химвеществ являются сырьем в различных отраслях. Упаковочная отрасль и вовсе базируется на синтетических термопластиках. А пакуют в них 50 % попадающей на рынок продукции.

И все это результат целенаправленного прогресса. Ученые долгое время бились в поисках универсальной упаковки, долговечной, износостойкой, с отличными барьерными свойствами, в которой можно безопасно перевозить, хранить и продавать пищевые и непищевые товары. И в 1855 г., когда появился первый искусственный пластик, а потом и множество его разновидностей, цель, казалось бы, была достигнута. И пластиковая гибкая тара начала стремительное завоевание рынка.

Хронология событий

Целлофан в 1923-м, полиэтилентерефталат в 1941-м, пауч в 1960-х, полиэтилен в 1970-х. А сегодня пластиков уже больше 40 видов.

Пластик «процветает». Почему?

Все просто: у такой упаковки низкая себестоимость, плюс производить ее просто, в отличие от той же бумажной тары, которая проходит гораздо больше стадий перед попаданием в продажу. То есть пластик стал спасением для предприятий отрасли и практичным решением для конечных потребителей. Но у этой медали есть и другая сторона, которая превращает его уже в «антагониста», — серьезный конфликт с экологией.

Мировой океан утопает в пластиковых мусорных кучах, Greenpeace бьет тревогу из-за сотен миллионов тонн таких отходов и в других уголках планеты, ВОЗ призывает масштабно бороться с загрязнением, которое угрожает не только экосистеме, но и здоровью людей. И преобладает в этой массе обвинений именно упаковка, которая сопровождает нас повсюду, а после использования продолжает отравлять жизнь в прямом и переносном смысле. Да, месседж очень громкий, и его хорошо слышно. Но что дальше? Есть ли у упаковочной отрасли альтернативы, которые смогут кардинально изменить ситуацию? В этом вопросе актуален один простой принцип: «Критикуешь? Предлагай!»

Будущее за экоупаковкой?

Показательный факт

Такие мировые гиганты, как Nestle, Coca-Cola, PepsiCo, много лет подряд являются лидерами рейтинга главных пластиковых загрязнителей в мире.

Но на самом деле этот факт иллюстрирует большую проблему: а есть ли у них приемлемый выбор?

Сейчас в мире экологический бум и мощная агитация за спасение природы от пластика. Уже даже есть реальные подвижки: на территории ЕС с 2021 года запретили одноразовые пластиковые тарелки, стаканы, контейнеры и другую посуду. Ближайший сосед Беларусь тоже разработала Директиву по снижению применения пластиковой упаковки. Австралия занесла полиэтиленовые пакеты в «черный список» на о. Кенгуру. Италия, Франция и многие другие страны также не остались в стороне. Но пока все это выглядит точечными усилиями, а производители продолжают наращивать объемы выпуска пластиковой тары и соответствующего сырья, потому что так дешевле и на это есть спрос. Поэтому напрашивается логичный вопрос: реально ли абсолютно безболезненно перейти на экодружественную упаковку? И как стимулировать предпринимателей ее производить?

Эксперты считают, что это вполне возможно, необходимо только более активно уходить от применения «вредного» пластика, который разлагается в земле, воде либо на свалках целых 500 лет, больше внимания уделять правильной сортировке и переработке, совершенствовать производственную базу и внедрять инновации. В рамках этой концепции и был разработан разлагаемый биопластик, который создается на основе возобновляемой биомассы (например, крахмала). Но свойства других современных материалов, которые используются в качестве базового сырья, тоже постоянно совершенствуются.

В частности, нанотехнологии подарили гибкой упаковке индикаторы свежести и временно-температурные индикаторы за счет особых полимерных пленок. А применение многослойной технологии позволило в разы повысить прочность тары, поэтому даже при постоянных сгибах и механических нагрузках она не деформируется и не теряет герметичность. Плюс так пищевые продукты дольше остаются свежими, сохраняя вкус и аромат. Так что приближение эры «умной» и экологически безопасной упаковки не кажется призрачным.

Цифры выглядят оптимистично

По прогнозам британской маркетинговой компании Smithers Pira, рынок «умной» упаковки будет расти со среднегодовым темпом 5,9 % и достигнет объема 7,56 млрд долларов уже к 2023 г.

Инновации затронули и непосредственно процесс переработки упаковки, для которого ученые предлагают и особые штаммы микроорганизмов, и специальные установки анаэробного разложения, и многие другие проекты. Вот только пока в массовое производство они не вышли, за исключением единичных примеров, из-за цены вопроса. Слишком много усилий и финансовых средств нужно, чтобы это стало рентабельным.

Тем не менее курс на безопасную, нетоксичную и разлагаемую упаковку четко очерчен. ИМПРЕСС АРТ тоже идет по этому пути, понимая важность статуса экологически ответственного бизнеса. В 2020 г. компания получила международный сертификат безопасности BRC®. Это означат, что дой-паки, реторт-пакеты и другие изделия в номенклатуре строго соответствуют мировым экологическим стандартам.

Мы уже шагнули в будущее и производим биоразлагаемую упаковку с возможностью компостирования. Яркий пример — ламинированная бумага с ПЭ в структуре, который имеет особую рецептуру. В его составе есть специальная добавка, отвечающая за биоразлагаемые свойства. Но наша главная цель — производить больше полностью перерабатываемой упаковки без снижения барьерных и функциональных свойств. И для этого используются моноструктурные пленки (рециклибэл) с уникальными характеристиками.

На производстве постоянно внедряются передовые технологии. Так, одно из последних достижений компании — выпуск smart-рукава, сфальцованного с двух сторон, со стопроцентным контролем фасовки. В такую «умную» гибкую упаковку можно упаковать любые сыпучие материалы, и с ними ничего не случится даже после длительного хранения. Двуслойная пленка собственного производства делает тару, а соответственно, и содержимое неуязвимыми к внешним воздействиям.

Это наглядная иллюстрация того, что химия продолжает делать полезные открытия, человечеству лишь нужно правильно ими пользоваться и нести ответственность перед природой. И тогда не придется выбирать между благами прогресса и безопасностью планеты.

Наши клиенты
Наш клиент Ciko
Наш клиент Чистая линия
Наш клиент Compliment
Наш клиент Doshirak
Наш клиент ЕЖК
Наш клиент Greenfield
Наши клиент Henkel
Наш клиент Кофе Жокей
Наш клиент Lesaffre
Наш клиент Мираторг
Наш клиент Pasta Mania
Наш клиент President
Наш клиент Русский Продукт
Наш клиент Strauss Coffee
Наш клиент Valio
Наш клиент Vestar
Top