Увеличение срока годности продуктов за счет современных упаковочных материалов



Производители и продавцы продуктов питания стремятся существенно увеличить срок хранения товаров, а также максимально сохранить их вкусовые качества и свежий вид. Еще несколько лет назад все внимание уделялось температурным режимам. Сегодня правильное хранение начинается с грамотного выбора метода упаковки.

Предпочтение отдается технологиям, которые:

  • обеспечивают защиту товара от влияния факторов внешней среды — кислорода, температуры, влажности, света, грибков и микроорганизмов, посторонних запахов;
  • препятствуют развитию патогенной микрофлоры в самом продукте;
  • предотвращают механические повреждения в ходе хранения и транспортировки;
  • упрощают процесс выкладки на складе и в торговом зале;
  • не наносят вреда окружающей среде, безопасны для здоровья и жизни человека.

Кроме того, упаковка должна соответствовать нормативным документам — ФЗ № 29 от 02 января 2000 г., ТР ТС 021/2011, СП 2.3.6.1066-01, СанПиН 2.3.2.1324-03. Для отдельных категорий товаров нормы хранения определены в ГОСТах и отраслевых технических регламентах.

Выбор упаковки зависит от категории продукта и необходимой ему защиты:

  • для сыпучих товаров (круп, соли и др.) — гибкие или формованные, фольгированные или полимерные пакеты, бумага с полиэтиленовым покрытием. Главная задача упаковочных материалов — защита от света и влажности;
  • для пряностей, приправ — упаковка на базе ламинатов из ориентированного поливинилиденхлорида, полипропилена, многослойные материалы с алюминиевой фольгой или металлизированными полимерами. Продукты изолируются от света, влаги, запахов, окисления;
  • для мяса и рыбы, колбас, сыров — ламинат с включениями сополимера EVOH, алюминиевой фольги или поливинилиденхлорида. Также применяются термоусадочные пленки с полиамидом, в том числе с барьерным слоем из сополимера EVALтм. Упаковочные материалы предотвращают воздействие микроорганизмов и других вредных факторов внешней среды;
  • для замороженных полуфабрикатов и готовых продуктов — картонные лотки с покрытием из полимерных материалов, контейнеры из полипропилена (под запайку, под крышку), пакеты из полимерных комбинированных пленок и др. Упаковка товаров должна быть морозостойкой, защищать от влаги и кислорода;
  • для молока — мягкие пакеты из полимеров, ПЭТ и стеклянные бутылки, бумажные коробки типа тетрапак. Йогурты, сметану, мороженое упаковывают в стаканчики из полипропилена и полистирола. Масло, творог фасуют в бумажный и фольгированный материал;
  • для стерилизованных консервов — ламинаты с барьерными свойствами, на основе алюминиевой фольги (если товар не будет разогреваться перед употреблением) или сополимера EVOH (позволяет подогревать продукты в микроволновой печи). Задача упаковки — обеспечение максимальной термостойкости и герметичности.

Технологии паковки

  • Вакуум — сохраняет вкусовые качества продукции и ее товарный вид, замедляет размножение микроорганизмов. Не подходит для продуктов, которые нуждаются в кислороде.
  • Асептическая упаковка — снижает начальный уровень микробиологического обсеменения изделия и обеспечивает его дальнейшее хранение в стерильных условиях.
  • Упаковка в газомодифицированной среде — сохраняет практически все свойства и микрофлору продуктов. Срок хранения увеличивается без потери товарного вида, полезных и вкусовых качеств, а главное — без использования консервантов и специальных добавок.
Top